«Автомобилист» выносит всю лигу. Рассказываем, как он это делает

Якуб Коварж Владимир Сохатский Автомобилист КХЛ Андрей Мартемьянов Хоккей

Настоящая красная машина.

Говоря о невероятной регулярке «Автомобилиста», обратим внимание на две вещи:

1. 25 побед в 26 стартовых матчах – это уже лучший результат в истории КХЛ, лучший результат за всю историю чемпионатов России. Серия «Автомобилиста» стоит наряду с ЦСКА 80-х, который мог пройти весь сезон (хоть и короткий по нынешним меркам) с одним поражением. Так что мы видим по-настоящему историческую команду.

2. «Автомобилист» не сыграл ни одного матча в сезоне на 100% оптимальным составом – и это шокирует еще больше, чем 25 из 26. Все еще не выздоровели Гареев и Торченюк, много пропустили Голышев и Кучерявенко. При этом Андрей Мартемьянов обожает ротацию и любит говорить, что у него нет первой или второй пары защитников – он оставлял вне заявки даже связку Трямкин – Василевский, которую вызвали на матчи Евротура. Побеждать не мешало даже это.

Если вы по каким-то причинам не следили этой осенью за КХЛ, напоминаем:

1. «Автомобилист» в нынешнем чемпионате – не «самобытная команда» (прекрасный эвфемизм для «нищие, но гордые»), но и не совсем олигарх. Переход в межсезонье дорогостоящего Найджела Доуса и еще парочки легионеров существенно раздул бюджет, но еще в прошлом году ни один игрок «Автомобилиста» не попал в топ нашего зарплатного рейтинга – и при этом по очкам они были третьими на Востоке.

2. Андрей Мартемьянов три года назад был уволен из клуба Высшей лиги, который на тот момент даже не проходил в плей-офф. После успеха в «Амуре» Мартемьянов вернулся в родную и уже амбициозную команду, но летом многие все равно считали тренера основным претендентом на первую отставку.

3. В Екатеринбурге Мартемьянов получил состав – ирландское рагу: элитные для КХЛ легионеры, кучка немолодых защитников-домоседов, парочка нападающих, пришедших из клубов-аутсайдеров, отдельные ошметки от разинской эпохи. Секрет успеха оказался еще и в том, что в «Автомобилисте» не оказалось своего Монморанси, который бы положил в это рагу крысу.

Если послушать комментарии по игре Андрея Мартемьянова, то кажется, что стать тренером-победителем предельно просто: парни должны выполнять игровое задание – и успех придет.

Мартемьянов всегда готов объяснить те или иные свои решения, но он не приходит на пресс-конференцию с планшетом. Постараемся объяснить за него.

Атака

Революция Майка Салливана в «Питтсбурге», значительно ускорившая саму игру, привела еще и к тому, что большинство команд помешалось на «transition» – максимально быстрому переходу из обороны в атаку. Такой стиль возможен только при качественном длинном пасе и скоростных нападающих – так что хотят все, но получается мало у кого.

О том, что большинство голов клуба в равных составах идет после быстрых атак с ходу и длинных пасов, мы писали еще в конце сентября, с первыми успехами команды. «Авто» продолжал развивать свой стиль и дальше – среди топ-клубов уральцы больше всего выжимают из атак с ходу:

Побочный эффект от такого стиля – низкий процент точных передач: у «Автомобилиста» он не дотягивает даже до 80% (79,3%), а остальные клубы в нашей выборке через этот рубеж перешагнули (лучший – СКА с 84%).

С точки зрения продвинутой статистики, которая слепо смотрит на количество бросков, не учитывая их качество, «Авто» не самая сильная команда: они дают бросать по воротам даже больше, чем бросают сами, а количество допущенных и нанесенных бросков непосредственно в створ совпадает.

Вопрос в качестве созданного. «Авто» максимально уверенно чувствует себя в «слоте» – зоне, которая располагается между кругами вбрасывания, где чаще всего создаются самые опасные броски. «Автомобилист» крайне эффективно использует эту зону – как в атаке, так и в обороне:

Коллега Игорь Еронко отмечал: «Если ты умеешь действовать нестандартно, если можешь – Мартемьянов будет тебя к этому подталкивать, а не заключать в узкие рамки». Можно сказать иначе – тренер «Авто» старается по максимуму использовать сильные стороны каждого игрока, который попал к нему в команду.

Медленная защита, где много домоседов, при правильном использовании не становится минусом – они умеют отдать тот самый длинный пас, а в своей зоне не подведут. А нападающим дана свобода, но они сами понимают, когда стоит финтить, а когда нет. «Авто» не лидер лиги по попыткам обводок, но использует их наиболее эффективно:

Лучше всех в лиге уральцы действуют и в большинстве. Принцип тот же – максимальная эффективность: в спецбригаде – четыре нападающих (потому что двух защитников под нее просто нет), двое из них играют у штанг – и чаще всего они просто замыкают переводы на пустые ворота.

Если сравнить карту бросков в большинстве «Авто» и «Йокерита» (второй самой успешной команды в большинстве), то это видно еще лучше:


Красные отметки – результативные броски.

Как видно, у «Авто» вообще нет голевых бросков от синей линии – зато они кучно ложатся в правом круге вбрасывания и у пятачка.

Оборона

Блокированные броски – показатель, который редко соотносится с силой и стилем: например, в прошлом сезоне НХЛ первое и второе места по блокам заняли «Сан-Хосе» и «Монреаль» – абсолютно разные команды. Феномен «Автомобилиста» в том, что он не просто блокирует больше всех бросков среди топ-клубов – они блокирует больше всех в лиге.

Любители продвинутой статистики смотрят на блокирующие команды как солдат на вошь: ведь лучший бросок по воротам – это тот, который ты вообще не дал нанести, а не заблокировал его зубами. Но в нашем случае высокий показатель блокшотов – это, скорее, показатель той самоотдачи, которую от команды хочет видеть Мартемьянов и которую показывают сами игроки. Под шайбами пластаются все: и Литовченко, и Доус – и это как раз та часть, которая напоминает об «Автомобилисте» Разина.

«Авто» дает наносить много бросков от синей и этим сильно портит себе общую статистику, но видно, что на эффективности обороны это сказалось не сильно: из дальних бросков залетел только чудовищный по силе щелчок Михала Серсена.

Вратари

Карьера Якуба Коваржа проехалась по синусоиде: после фантастического чемпионата-2014/15 (60 сыгранных матчей из 60, символическая сборная КХЛ) был средний сезон при Андрее Разине, расторжение контракта, точно такой же средний отрезок в «Северстали», а потом в Екатеринбурге обожглись на дуэте Сохатский – Устинский и вернули одного из любимчиков местных зрителей. И, похоже, это было верным решением.

Зажигать успевает и сменщик Коваржа – у Владимира Сохатского 94,8% отраженных бросков. Роль в их успехах играет и уже упомянутая «пессимизация» бросков из наиболее опасных зон, высокое количество блоков от защиты – но Коварж при этом еще и очень стабильный вратарь, который может держать высокий уровень в течение долгого времени (как это и было четыре года назад).

Сравнительно невысокий для голкипера (184 см), Коварж достаточно пластичен, чтобы уверенно перемещаться на пятаке (в его полном сезоне были моменты, когда за полторы минуты игры 3 на 5 чех максимально уверенным расположением у ворот отводил 2-3 верных гола). Он успевает вовремя накрыть шайбу, мало отбрасывает перед собой и его трудно поймать неожиданным щелчком с синей линии:

Мы не знаем, насколько хорошо Андрей Мартемьянов изучил тренды североамериканской школы, но «Авто» этого года сочетает в себе моднейшие веяния сразу двух видов спорта: в хоккее – тот самый мгновенный переход из обороны в атаку, о котором мы уже говорили. А вот максимизация бросков из «эффективных» зон  – это уже баскетбольный прием, на котором строит свою игру только какой-нибудь «Голден Стейт».

Конечно, никакие математические модели не могут привести к 25 победам из 26 – разве что мы десантируем «Детройт» 1996 года в ВХЛ. «Авто» во многом везет – это и 95% отраженных бросков, и высокий процент реализации, и многие победы, затащенные на зубах при дрянной игре. Но разве «Автомобилист» этого не заслужил?

«Это мы прошли через нищие времена, через 1:10 в Череповце, через десятки 35-летних ноунеймов в составе, через 8 побед за сезон (в этот раз мы набили их к 19 сентября). За годы в этой лиге мы прошли 7, нет, 9 кругов ада!  Потом выбирались со дна, ступенька за ступенькой» – этот пост одного из фанатов «Авто» в инстаграме лайкнули и Трямкин, и Голышев, которые прекрасно помнят годы с 8 победами за сезон. Они были еще совсем недавно.

Кому-то может показаться, что победить «Авто» очень просто – ведь даже мы показали их основные сильные стороны. Но эти данные есть у всех тренеров лиги – и пока только Андрей Скабелка с «Барысом» смогли что-то противопоставить. Остальных «Автомобилист» убрал с чудовищным хладнокровием. А ведь через 5 матчей – уже половина сезона.

В материале использованы данные InStat. 

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын, hc-avto.ru

Источник: sports.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.