«Формулу-1» отложили до июня, календарь грандиозно перетряхнут. Серия хочет не меньше 17 гонок, чтобы не терять деньги

Хаас бизнес объясняем почитать Феррари Гран-при Австралии деньги коронавирус Уильямс Формула-1 Тото Вольфф Макларен Гельмут Марко Альфа Таури Альфа Ромео Рейсинг Пойнт Ред Булл Чейз Кэри Бизнес Мерседес Авто

Забудьте о летнем перерыве.

12 марта коронавирус все-таки по-настоящему добрался до «Формулы-1»: механик «Макларена» сдал положительный тест, вызвав цепную реакцию из снятия команды и отмены первого Гран-при сезона в Австралии.

Звучит просто, но на самом деле процесс затянулся на десяток часов с бесконечными противоречивыми объявлениями. Команды проводили собрание за собранием, голосовали и голосовали, колеблясь между желанием гоняться и необходимостью отказаться от риска здоровья персонала. Репортеры и журналисты Sky Sports, BBC и прочих изданий постоянно передавали инсайды и запутывали ситуацию еще больше, а официальные представители ФИА и «Формулы-1» просто молчали. Максимальный хаос внес директор промоутерсткой организации Гран-при Австралии, объявивший по национальному телеканалу о проведении всех заездов по плану за четыре часа до первых практик – хотя в паддоке вроде как уже сформировался консенсус насчет неизбежности отмены.

По ходу дела выяснилось, что Кими Райкконен с Себастьяном Феттелем к тому моменту вообще уже улетели из Мельбурна, Льюис Хэмилтон находился в самолете, а большинство команд собиралось в паддок исключительно с целью демонтажа оборудования.

И все равно публике пришлось несколько часов ждать официального заявления об отмене! Это был грандиозный хаос, на корню уничтоживший репутацию «Формулы-1».

Серьезно: настолько отвратительного менеджмента серия не видела со времен шинного скандала на Гран-при США 2005 года (когда в гонке осталось только три команды, а остальные сошли в знак протеста).

А все потому, что у исполнительного директора серии Чейза Кэри и высшего управляющего состава, похоже, вообще не было никакого запасного плана на случай непредвиденных обстоятельств и обнаружения болезни в паддоке (что уж точно нельзя назвать «непредвиденным» с учетом перевода коронавируса в статус пандемии).

Коронавирус скосил и «Ф-1»: первую гонку отменили. Работа боссов серии – полный провал, у команд будут дыры в бюджете

Похоже, боссы «Ф-1» сделали выводы – через 20 часов после отмены австралийского этапа все-таки отложили и Гран-при Бахрейна с Вьетнамом, а также наконец-то пошли разговоры о долгосрочной стратегии, масштабном переносе гонок и перекройке календаря. Сейчас все объясним.

Причины хаоса: деньги, юридические проволочки, отсутствие смелости

Кто вообще имел право отменять этап «Формулы-1»?

    естественно, сама серия
    промоутеры Гран-при (сами или под влиянием настоятельной рекомендации властей штата)
    Международная автомобильная федерация – но только в соответствии с правилами (к примеру, меньше 12 машин в пелотоне)

Потенциальное решение серии и промоутеров оказалось связанным позицией властей: на кону стояли 55 миллионов долларов (данные The Race) за проведение гонки и неустойки в случае отмены – сократить выплаты можно было только при активации пункта контракта о форс-мажорных обстоятельствах. Но юридически его нельзя было использовать без объявления этих самых обстоятельств – а министерство здравоохранения штата Виктория после снятия «Макларена» и помещения 15 сотрудников в карантин решило, будто угроза миновала.

Австралия гордится своим спокойствием, пока в мире царит паника: неделю назад Виктория приняла финал чемпионата мира по женскому крикету с 86 тысячами посетителей. Потому правительство чертовски не хотело уничтожать образ «островка стабильности» – на переговоры с ним и ушли почти все десять часов ожидания. Чейз Кэри даже в срочном порядке вернулся из Вьетнама и выглядел на пресс-конференции крайне недовольным.

В процессе переговоров в дело могла вмешаться только ФИА – но чиновники решили не брать на себя потенциальные нарушения чужих контрактов и коммерческие убытки (серьезно – представитель федерации прямо заявил об этом The Race, спрогнозировав крупные судебные иски). ФИА требовался формальный повод – он заключался в сокращении числа машин на стартовой решетке.

Со снятием «Макларена» их количество упало до 18, но в дальнейшем процесс переговоров между командами застопорился. По данным Auto Motor und Sport, перед стартом Гран-при участники Кубка конструкторов заключили джентльменское соглашение: снятие одного коллектива из-за коронавируса должно было вызвать общий отказ от гонки. Однако свою часть сделки выполнили только в «Феррари», «Рено» и «Альфа Ромео» – они проголосовали против проведения Гран-при, когда «Мерседес», «Рейсинг Пойнт», «Альфа Таури» и «Ред Булл» высказались за. «Уильямс» и «Хаас» воздержались – кажется, они хотели сняться, но боялись любым формальным образом нарушить соглашения с «Формулой-1» и промоутером и тем самым попасть на внезапные штрафы.

После первого раунда переговоров в пелотоне оставался необходимый минимум в 12 машин (воздержавшиеся считаются согласными гоняться вплоть до объявления об обратном) и у ФИА не оказалось формального права вмешаться. Именно тогда и пошли первые заявления от Sky Sports намерении команд соревноваться.

В итоге желание гоняться до конца выражали «Альфа Таури», «Рейсинг Пойнт» и «Ред Булл» – но все изменила смена позиции «Мерседеса». Боссу чемпионов Тото Вольффу позвонили из головного офиса компании «Даймлер» и предложили все же выйти из гонки (вероятно, чтобы не получить имиджевый урон от разъяренных болельщиков в случае распространения вируса на Гран-при).

Руководитель немецкой команды изменил позицию, переголосовал и отправил в ФИА и «Формулу-1» письмо с предложением отменить гонку. Федерация получила право вмешаться – вне зависимости от исхода переговоров между промоутерами, боссами серии и властями штата заезд бы точно не состоялся. Правда, эта определенность появилась всего через каких-то 12 часов после снятия «Макларена».

Старт сезон перенесли на конец мая/начало июня

После полуночного бдения боссы «Формулы-1» заявили исключительно о переносе Гран-при Австралии, оставив множество вопросов насчет дальнейших планов и формате календаря. Следующей в расписании стояла гонка в Бахрейне (20 марта – первые сессии), а затем – заезд во Вьетнаме (первые сессии – 3 апреля), но Кэри пообещал в ближайшие дни что-то объявить на их счет. На этот раз он сдержал слово – и всего-то через полдня после отказа от заезда по Мельбурну.

Но на проведение гонок в Сахире и Ханое изначально не было шансов.

Дело в договоре о карантине между командами: «Макларен» и «Рейсинг Пойнт» подтвердили возвращение сотрудников на базы в Великобританию и самоизоляцию на 14 дней, менеджер «Альфа Ромео» Беат Зендер тоже заявил о возвращении к полноценной работе только 30 марта. Схожая ситуация у «Феррари» и «Альфа Таури»: если их персонал вернется на базы в Италию, то окажется в бессрочном национальном карантине без права выезда – и «Формула-1» останется без половины участников.

Также по данным The Race «Мерседес» и «Рено» кулуарно отказались ехать в Бахрейн и даже обслуживать моторы.

Теоретически всеобщий карантин в паддоке заканчивается до предполагаемого вылета во Вьетнам – так что формально заезд в Ханое еще можно было бы провести, если бы страна не ввела строгие ограничения касательно въезжающих европейцев. Но, похоже, после провала в Австралии рисковать никто не захотел.

 

Тогда старт сезона естественным образом сдвинулся бы на 1 мая и Гран-при Нидерландов. Вот только через неделю после него запланирована гонка в Испании – стране из топ-5 по количеству зараженных коронавирусом и смертельных случаев. А еще через две недели после заезда в Барселоне в календаре стоял Гран-при Монако, находяшийся на юге Франции (№6 по числу зараженных) и чрезвычайно близко к северу Италии (№2 по числу зараженных и смертельных случаев). Местный автомобильный клуб не платит за его проведение ни цента, так что отложить или отменить его можно было без выплат миллионных неустоек (хоть и с потерей части спонсорских денег).

Конечно, можно провести заезд в Нидерландах и затем снова уйти на месячный отпуск – но, похоже, «Формулу-1» такой вариант устраивал еще меньше глобальной перекройки календаря.

По крайней мере, спортивный директор серии Росс Браун практически сразу анонсировал большое количество переносов.

«У нас есть план перестроить этот сезон и все же провести как можно больше отложенных гонок, – рассказал он в интервью на официальном канале «Формулы-1» в ютубе. – Но командам следует проявить терпение и понять, что это решение было необходимым».

В итоге официальное заявление чемпионата перенесло начало сезона на конец мая – но пока без конкретных дат или выбора стартовой гонки.

Кажется, летнего перерыва не будет, и чемпионат продлится до середины декабря

Каким же будет новое расписание «Формулы-1»? Сразу несколько независимых друг от друга источников (репортер ВВС, лучший гоночный комментатор планеты Мартин Брандл, советник гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко и Motorport) сошлись на 7 июня – дне Гран-при Азербайджана.

Также обсуждается отказ от традиционного августовского перерыва между заездами в Венгрии и Бельгии – похоже, их частично заполнят перенесенными этапами. Еще предлагается продолжить сезон до 13 декабря и забить начало зимы еще одним пакетом отложенных гонок.

В итоге предположительно календарь может выглядеть вот так – в соответствии с данными всех источников.

    7 июня – Гран-при Азербайджана
    14 июня – Гран-при Канады
    28 июня – Гран-при Франции
    5 июля – Гран-при Австрии
    19 июля – Гран-при Великобритании
    2 августа – Гран-при Венгрии
    9 августа – Гран-при Испании
    16 августа – Гран-при Монако
    23 августа – Гран-при Нидерландов
    30 августа – Гран-при Бельгии
    6 сентября – Гран-при Италии
    20 сентября – Гран-при Сингапура
    27 сентября – Гран-при России
    4 октября – Гран-при Китая
    11 октября – Гран-при Японии
    25 октября – Гран-при США
    1 ноября – Гран-при Мексики
    15 ноября – Гран-при Бразилии
    29 ноября – Гран-при Вьетнама
    6 декабря – Гран-при Бахрейна
    13 декабря – Гран-при Абу-Даби

На волну переносов все-таки намекают не только слова Росса Брауна, но и заявление промоутеров Гран-при Австралии – организаторы гонки все еще хотят провести ее в удобные для команд и зрителей сроки. Тем не менее, пока для заезда в Мельбурне инсайдеры места не нашли.

С другой стороны, сейчас любая версия календаря очень сильно похожа на черновик – ведь при его составлении учитывается тысячи мелких факторов от логистики доставки грузов (и оплаты работы компаний) до удобства перемещения персонала и болельщиков. Вполне вероятен вариант переговоров на этот счет вплоть до конца марта. Даже предположительное время старта в виде конца мая или начала июня еще может измениться – боссы серии связали подобную вероятность с эпидемиологической обстановкой в Европе.

Да, болельщикам придется подождать минимум три месяца – зато новый качественный календарь способен хотя бы отчасти спасти доходы «Формулы-1» и команд. Оно того стоит.

Нефтяную войну (подбившую рубль) запустил новый спонсор «Ф-1». Он стоит как 26 «Газпромов» и помогает Аравии в захвате автоспорта

Новый виток шпионажа в «Ф-1»: «Феррари» тотально параноит, «Мерседесу» на все плевать. Рассказ русского фотографа-очевидца

7 команд «Ф-1» грозят судом за тайно замятое дело о читерстве «Феррари». Но победа почти нереальна – есть лишь одна лазейка

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Quinn Rooney, Thananuwat Srirasant / Stringer, Will Taylor-Medhurst / Stringer

Источник: sports.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.