«По чистой скорости Хаккинен быстрее Шумахера». У Мики и Михаэля в «Ф-1» был общий напарник – и это его сравнение легенд

Бенеттон техника Формула-1 Михаэль Шумахер Айртон Сенна Мика Хаккинен ретро Макларен Авто

Все дело в технике пилотажа.

Хаккинен и Шумахер – что объединяет этих пилотов, помимо чемпионских титулов, побед в «Формуле-3», всемирной славы, общей эпохи, миллионных гонораров и любви болельщиков? Общий напарник Мартин Брандл – он гонялся с Михаэлем в «Бенеттоне» в 1992-м, с Микой – в 1994-м в «Макларене».

Более того, Мартин в свое время всерьез рубился на равных в молодежках с Айртоном Сенной, а по рассказу бывшего босса «Бенеттона» Флавио Бриаторе, Брандл был единственным напарником, кого Шумахер реально опасался. И неспроста.

«Мы крепко дружили [гонщик с гонщиком] в прошлом, – вспомнил англичанин в интервью для немецкого издания AMuS. – Но мы все равно сражались за каждый поворот. Помню, даже с моим лучшим другом Марком Бланделлом на Эшториле в 1995-м: он был в «Макларене», я был на «Лижье». Я только что выехал из боксов, моя машина оказалась намного быстрее, и я шел на обгон. Мне показалось, что он сдался недостаточно быстро – и я просто вытолкнул его с дороги в пятом повороте! Он влетел в барьеры. И я бы без вопросов сделал бы то же самое сегодня, если бы он не убрался с дороги. И это – с лучшим другом! Мы тогда даже делили частный самолет при рейсах домой».

Однако Мартин в отличие от звездных конкурентов так и не добрался до чемпионских титулов в «Ф-1» – во многом из-за кошмарной травмы, полученной на Гран-при США 1984-го: англичанин разбил «Тиррелл» о барьеры и сломал обе ноги и лодыжки. Врачи скорой помощи даже хотели ампутировать Брандлу левую конечность – но в итоге пилот все-таки поправился и даже вернулся в Гран-при на следующий же сезон. Вот только левая нога у него так и не заработала на полную: Мартин не смог бегать и начал резко проигрывать конкурентам на торможениях.

Эти гонщики горели, ломали ноги и черепа в авариях. Но все равно возвращались в «Формулу-1»

Однако теперь Брандл – один из лучших комментаторов и репортеров планеты, голос «Ф-1» для большей части англоговорящего мира. И за годы карьеры он накопил столько опыта, что реально может сравнивать главных звезд поколения.

У Шумахера и Хаккинена были особые пилотажные стили. Но Мика был быстрее

«Мика и Михаэль выигрывали время не в быстрых поворотах. Очень часто я даже отыгрывал что-то у Михаэля в таких виражах. Но разница в них совсем минимальна, и для нее нужно рисковать намного сильнее обычного или необходимого.

Время отыгрывается обычно в медленных поворотах. В таких местах ты просто дольше едешь, очевидно. И если обратить внимание на стили поворотов – и Михаэль, и Мика заставляли заднюю часть машины агрессивнее влетать в виражи играми с педалью газа и тормоза. Посмотрите, как гонял Мика: он делал так одной ногой все время вместо того, чтобы переносить вес с одной ноги на другую. Я видел это по телеметрии. У Михаэля тоже было такое, но Мика делал так все время.

Когда изобрели подрулевые лепестки переключения передач, а машины стали лучше, торможения левой ногой стало обязательным, и остальные стали по чуть-чуть проигрывать. Вроде меня с моей травмой ноги.

То есть разница между великими пилотами «Ф-1» и просто хорошими, вроде меня – 0,1-0,2 секунды на круге. Но в гонке 60 кругов – это много. И обычно такие отрывы стоят старта на 1-2 ряда дальше, а это риск попасть в замесы – когда появляется необходимость прорываться.

Михаэль целиком и полностью полагался только на голову. Сенна – он гонял сердцем. Кем-то средним был Штефан Беллоф, мой напарник по «Тирреллу» в 1984-м. Он не был таким же гением, как Михаэль, больше свободным духом… Как Жиль Вильнев.

Как можно сравнить Мику и Михаэля? Думаю, по чистой скорости Хаккинен был быстрейшим напарником в моей карьере. Быстрейший. Даже быстрее Айртона. У Мики был замечательный милый подход к гонкам – без единого сомнения, особых мыслей или внутренних помех. Он ни о чем не думал – просто садился и ехал умопомрачительно быстро.

Его единственной страстью были черепашки. Я никогда не забуду… Его черепах, которые его менеджер Дидье Коттон собирал в коробку и вез на самолет.

Помню, как-то мы ехали в аэропорт из Спа. Мы втроем ехали на «Пежо»: я, Дидье и Мика за рулем. И на каждой развилке Мика начинал забирать вправо, а его менеджер повторял: «Не здесь, Мика. Не здесь, Мика. Не здесь, Мика». В конце концов мы таки добрались до аэропорта. Но я сидел на заднем сиденье и думал: «Это феноменально. Этот парень… Ему даже не надо думать, как попасть на трек. Ноль отвлекающих вещей в жизни». Гонщик в чистом виде.

Как-то раз он сказал мне: «Ты всегда меня смущал. Я бы никогда не смог работать, как ты: с автобизнесом, с молодой семьей, кучей других вещей вокруг». Мне казалось, я концентрировался на работе пилота на 100 процентов, но Мика сказал: «Я никогда не был до конца уверен, кто ты сейчас: пилот «Ф-1», семьянин, продавец машин или кто-то еще». Это интересное наблюдение – и для Мики совершенно необычно говорить что-то такое. У него была простая жизнь в простой квартире, и он просто жал всегда на полную».

Последний победный обгон Михаэля Шумахера в «Формуле-1» – очень рискованный: с двумя колесами на траве в повороте

«Для команды «Ф-1» немецкий гонщик лучше мистера Ноунейма из Финляндии». Хаккинен – о сражениях с Шумахером за победы

Легендарная реклама c Шумахером и Хаккиненом: гонялись на горной дороге и проиграли женщине под шутки про возраст

Источник: AMuS

Фото: Gettyimages.ru/Jack Thomas, Pascal Rondeau/Allsport; formula1.com; globallookpress.com/imago sportfotodienst

Источник: sports.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.